Фармацевтическая упаковка. Что нового на горизонте?
В современном мире мы не замечаем того, что всегда и везде нас сопровождает упаковка. И мы не то, чтобы привыкли к ней, но каждый из нас, независимо от своего возраста, появился на свет, рос и сейчас живет в упакованном мире. Упаковка для нас настолько привычный элемент, что мы скорее удивимся товару без упаковки, чем в ней. Мы заходим в аптеку и тотчас сотни и тысячи упаковок начинают борьбу за наше внимание, за то, чтобы мы поверили в то, что они обещают. Это происходит незаметно для нас самих. Упаковка для фармацевтических предприятий является мощным оружием в борьбе за покупателя, а также средством коммуникации с ним. Она обладает индивидуальностью. Она внушает уверенность и веру в исцеление. Она помогает продавать. Она формирует отношение к продукту. В конце концов: упаковка – лицо компании. И как показывают исследования, - люди доверяют упаковке и собственному суждению больше, чем продавцам.
В своей книге «Упаковка как искусство» я рассмотрела историю возникновения самой упаковки, изменения дизайна упаковки в разрезе десятилетий, требований к упаковке а также влияние на увеличение продаж дизайна и правильного следования за трендами и инновациями. Скажу честно, было легко увидеть разницу дизайна, начиная с 1743 года и проводить анализ в разрезе десятилетий. Но только до 2000-х годов. После 2000-го года и по сегодняшний день разница в дизайне настолько неочевидна, что сложно даже делать какие-то предположения о будущих изменениях. В мире все меняется, но дизайн фармацевтической упаковки более-менее статичен в нашей стране. Мы боремся за потребителя, а потребитель боится контрафакта. Он привыкает к одному дизайну и в следующий раз может просто не узнать наш препарат и отдать предпочтение конкуренту. И это несмотря на то, что бренд вашей компании уже заявил о себе достаточно громко.
Но 2021 год указал нам на новые тренды в фармацевтической упаковке и что интересно, больше всего внимания сейчас отдается даже не экологическим краскам, не дизайну, а именно картону для изготовления упаковки. Но давайте по порядку.
Сериализация
К фармацевтическим предприятиям и препаратам с каждым годом предъявляется все больше и больше требований. И им необходимо постоянно идти в ногу со слоганом: «Стабильное качество во всем». Сериализация, как в Европе, так и в Украине является главным трендом и главной задачей каждого фармацевтического завода. Это объяснимо. С помощью уникального кода и системы отслеживания товара сериализация позволяет отслеживать движение фармацевтической продукции. Здесь и защита бренда-производителя вместе со значительным уменьшением риска выпуска контрафактной продукции; и согласование стоимости каждого отдельного препарата; и получение логистических данных по поставкам, возвратам, изъятию; и отслеживаемость каждой партии с возможностью возврата товара при возникновении такой необходимости и много других преимуществ по защите компании-производителя и потребителя.
Грамматура и толщина картона
Проблема экологии и переработки настолько захватила человечество, что мы превратились в борцов за сохранность и экологию. И, конечно, это не может не радовать. Большое количество предприятий-производителей упаковки разрабатывают планы утилизации, снижения количества вредоносных составляющих в упаковке, а производители продукции, в свою очередь, все чаще переходят на экологически безвредную упаковку.
Картонная упаковка представляется наиболее предпочтительной с точки зрения защиты окружающей среды. Согласно последнему независимому исследованию, которое проводил Институт исследований энергетики и окружающей среды (IFEU), положительные экологические характеристики картонной упаковки обусловлены высокой экологичностью основного сырья. А также возможностью возобновления сырья и ресурсоэффективным использованием. На 75% такая упаковка состоит из целлюлозы, получаемой из древесины. В современном мире картонную упаковку украшают разнообразными картинками, фольгой, а также наносят ультрафиолетовый лак для привлечения покупателей. Но и эти материалы никак не сказываются на окружающей среде при производстве и переработке.
В то же время организация Greenpeace в своем отчете «Будущее в мусорной корзине…» указывает на то, что картонная упаковка также дает лишь иллюзорное ощущение безопасности. Конечно, картон не загрязняет океан и не способствует смерти животных. Но для его производства ежегодно подвергаются массовой вырубке леса, что влечет за собой и изменение климата. Для ограничения роста глобального потепления теперь нужно удалять из атмосферы огромное количество углекислого газа.
В связи со всем вышеперечисленным в Европейских странах идет активная работа фармацевтических компаний над уменьшением грамматуры и толщины картона своей картонной вторичной упаковки. Меньше краски, ниже грамматура, тоньше картон – меньше вреда. И действительно, если еще лет пять назад мы смотрели на упаковку фармацевтических предприятий Европы и восхищались тем, как ровно стоит упаковка на прилавке за счет толщины картона, то сегодня уже видим, что некоторые упаковки уже не обладают этим преимуществом. Да и не нужно, собственно. Упаковка должна привлечь, продать и отправиться на переработку. И при этом постараться нанести минимальный вред окружающей среде.
Стоит отметить, что использование тонкого, но качественного европейского картона никак не влияет на внешний вид упаковки, но вот на цена изготовление такой упаковки меняется. Хотя сейчас мы видим достаточно большие проблемы с поставками картона в Украину, а с ним и увеличение стоимости картона с меньшей плотностью.
О необходимости использования экологической краски для печати упаковки пока речи не идет, но уже сейчас производители лако-красочных материалов предупреждают нас о том, что постепенно и они переходят на более экологичные составляющие и печать уже не сможет быть такой яркой, как это было ранее. Собственно экологичность материалов предполагает максимальный уход от химических элементов и замену их на натуральные красители.
Визуальное восприятие самого картона
Белизна и внешняя чистота сейчас популярны, как никогда ранее. А значит идет тренд на использование высокоцеллюлозного отбеленного картона. Могу сказать, что и наше предприятие ощущает рост заинтересованности фармацевтических компаний именно в таком картоне. И, если ранее многие говорили об обороте кремового цвета, то сегодня выбираются самые белые из имеющихся белых, хотя это и влияет на ценовую политику изготовления картонной упаковки. Вместе с чистотой сегодня также необходима гарантия содержания чистых волокон, отсутствие клея и полимера, а значит мы говорим об отказе от китайского картона и большей приверженности к европейскому производителю.
Лаконичный дизайн
Дизайн упаковки в нашей стране сильно отличается от европейского. Большинство отечественных упаковок имеет такой дизайн, что покупатель отреагирует на неё, даже если лекарство ему не будет нужно. Это всего лишь часть нашей культуры и наш потребитель только на пути к упрощению. Зачастую сегодня фармацевтическая упаковка использует примерно такое же количество как инновационных, так и традиционных методов украшения, как и упаковка, предназначенная для косметической элитной продукции. А лично мне иногда кажется, что косметические компании уже бьют тревогу. В своей книге «Упаковка как искусство» я рассказываю о том, что в давние времена дизайном упаковки занимались знаменитые художники и промышленные дизайнеры. И именно эти упаковки были настоящим кладом для фармацевтических заводов. Верится, что и сегодня упаковка с нанесенным на нее элементом картины украинских художников точно привлечет к себе больше внимания и одобрения, чем упаковка с фотографией перевернутого утюга.
В Европе дизайнеры больше нацелены на ассоциации потребителя, простую узнаваемость необходимого препарата, лёгкий, чистый, несложный дизайн, но все это вместе с информативностью. Такая упаковка своим дизайном демонстрирует, какой препарат находится внутри и что он помогает излечить. Она говорит сама за себя. Можно сказать, что часто здесь используется ответвление интернационального (или швейцарского) стиля.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в ближайшее время упаковка будет подвергаться изменениям как в нашей стране, так и в мире. Все больше внимания уделяется материалам, экологичности и правильности использования упаковки. И, возможно, вы заметили, что я ничего не сказала о макулатурном картоне в разрезе экологии. И этому есть простое объяснение: производителям фармацевтических препаратов хорошо известен факт возможностей высоких продаж чистоцеллюлозного картона и они пока не готовы отдавать их на откуп переработанному картону.
Cтатья была опубликована в журнале "Фармацевтическая отрасль" №6(89) ноябрь 2021